Как выкрутить сломанный болт
Бывают случаи, когда шпильки и болты ломаются в местах, где вы не можете достать молотком или дрелью. В этих случаях вам придется либо надеяться, что экстрактор или плоскогубцы будут работать. Но вам, скорее всего, придется удалить деталь из автомобиля. Болты выпускного коллектора славятся этим.
Если повезет, то будет достаточно места, чтобы приварить болт или гайку к концу сломанного болта или шпильки. Если не получается плоскогубцами, экстрактором, сверлом или молотком в том месте, где шпилька или болт сломаны, другой вариант — сделать две противоположные стороны плоскими, чтобы их можно было схватить гаечным ключом.
Экстрактор для выступающих сломанных болтов и гаек
Экстракторы (съемники болтов) эволюционировали на протяжении многих лет от кулачкового экстрактора до нескольких комплектов деталей с инструментом для каждого размера болта. Оба типа работают по принципу использования силы захвата, создаваемой вращающим моментом против часовой стрелки на инструменте, чтобы захватить сломанную деталь с достаточной силой вокруг должно быть достаточно свободного пространства, чтобы извлечь ее.
Экстрактор кулачкового типа используется путем поворота инструмента, чтобы открыть «челюсти» достаточно для обхвата сломанной гайки, прежде чем ее затянуть вручную. Затем гаечный ключ или храповик и гнездо используются для приложения достаточного крутящего момента, чтобы удалить проблемную деталь, не разбивая ее внутри головки, блока и т. д.
Необходимо выбрать экстрактор, который подходит к сломанному болту. Далее его нужно повернуть его против часовой стрелки, чтобы он заработал. Закончить извлечение можно с помощью гаечного ключа или храповика. Ударные пистолеты также можно использовать, если они обеспечивают достаточный крутящий момент. Также может потребоваться применение проникающего масла.
Рифленый экстрактор для болтов, сломанных слишком близко к захвату
Это метод, который существует дольше всего. Вам понадобится:
- дрель;
- набор сверл;
- рифленый экстрактор нужного размера.
Извлечение — это трехэтапный процесс:
- Просверлить сломанную шпильку на заданную глубину с помощью сверла, соответствующего размеру экстрактора. При сверлении не нужно сильно давить на инструмент. Нужно применять соответствующую скорость на дрели для выбранного долота. Использование смазочно-охлаждающей жидкости может помочь ускорению процесса сверления и сохранить долото.
- Вставить экстрактор в просверленное отверстие, повернув его против часовой стрелки. Продолжайте поворачивать экстрактор против часовой стрелки с помощью гаечного ключа или храповика и гнезда до тех пор, пока сломанная деталь не будет удалена. Прямые и квадратные канавки экстракторов должны быть забиты в отверстие, просверленное в шпильке.
- Рекомендуется «прогнать» резьбу с помощью крана перед установкой новой шпильки или болта. Можно немного изменить направление, как только шпилька начнет двигаться, а также после каждого из первых двух полных оборотов, прежде чем полностью удалить ее. Особенно это касается алюминиевых деталей двигателя (впускных коллекторов, головок цилиндров, блоков), чтобы не повредить резьбу. Просверлить шпильку нужно точно по центру.
Для болтов, которые не выступают достаточно для захвата рифлеными экстракторами, можно использовать шлицевой экстрактор. Нужно будет постучать по болту молотком. Этот удар также может помочь ослабить сломанный болт, особенно при либеральном применении пенетранта. Используйте центральный пуансон, чтобы сохранить сверло центрированным.
Молотком можно разбить ржавчину
Пришло время молотка. Не выходя за борт, нужно сделать по части, удерживающей сломанный болт, несколько резких ударов молотком. Чтобы не деформировать металл, просто следует бить так, чтобы сделать достаточную вибрацию для разрушения ржавчины.
Допускается использование сразу двух молотков на деталях, таких как фланцы выхлопной трубы, где можно достать две стороны детали одновременно. В этом случае нужно крепко прижать один молоток к детали и резко ударить по другой стороне детали другим молотком. Это помогает увеличить усилие, приложенное инструментом, не деформируя металл. Данный вариант не слишком удобен, если поврежденная деталь находится в труднодоступном месте или болт без шляпки.
Сварка
Нужно приварить гайку или болт к шпильке и дать ему остыть, прежде чем полностью сварить его. Следует работать до полного заполнения гайки металлом. Делать это лучше поэтапно, позволяя металлу остыть между шагами. После охлаждения шпилька может быть удалена с помощью гаечного ключа, так как процесс сварки, скорее всего, исказил гайку настолько, что гнездо не поместится.
Есть несколько вещей, которые нужно обеспечить, когда используется метод сварки:
- Требуется очистить сломанную шпильку и прилегающую область как можно лучше, чтобы убедиться, что сварка проходит успешно.
- Нужно попасть как можно глубже в гайку. Используйте новый оцинкованный болт, если у вас нет другой альтернативы.
- Удалить всю ржавчину со шпильки и гайки перед сваркой. Также необходимо очистить место, где будет размещаться заземляющий/положительный зажим на детали, удаляя с него как можно больше ржавчины, чтобы обеспечить максимальную передачу тока.
Данный метод гораздо сложнее, чем предыдущие, поэтому его используют нечасто. Вдобавок для сварки необходимы определенные навыки и знания, а также соблюдение техники безопасности.
Сверло и метчик
Этот метод требует от точного измерения диаметра и глубины отверстия, в котором сломана шпилька или болт. Нужно выбрать сверло, которое позволит высверлить заломыш, не нарушая его резьбу. Затем детали удаляются с помощью сверла, который должен быть хорошо смазанным все это время. Если выбранный размер сверла даже немного великоват, резьба в головке, блоке и т. д. будет нарушена и может оказаться сорванной. Поэтому придется использовать на один размер больше в диаметре.
Спираль
Если ни один из вышеперечисленных методов не работает, всегда есть последнее средство — спираль. Этот метод заменяет резьбу после высверливания сломанной детали. Использование спиральных катушек обычно требует удаления гайки, болта или шпильки. Это позволяет убедиться, что вы просверлили и продели резьбу в «новое» отверстие идеально ровно. Вдобавок способ не позволяет каким-либо чипам и мелким элементам попасть в двигатель.
Порядок действий:
- Обратиться к инструкции с комплектом и просверлить сломанную шпильку с помощью указанного долота на нужную глубину.
- Продеть в отверстие на нужную глубину с помощью указанного крана.
- Скручивать спиральную вставку на инструменте до тех пор, пока язычок внизу не соединится с инструментом.
- Продеть вставку в нижнюю часть отверстия, дав ей последний поворот, чтобы сломать язычок внизу.
- Удалить эту вкладку. Язычок зазубрен у основания, чтобы он легко ломался, но иногда может понадобиться надавить на него с помощью небольшой дрели или отвертки после удаления вставного инструмента. Вставка должна быть погружена примерно на половину резьбы ниже поверхности головки и быть не менее половины глубины отверстия.
Спиральные катушки также могут быть первым вариантом, когда шпилька ломается внутри отверстия. Он не торчит из детали, а фактически утоплен в ней. Возможно, если повезет с рифленым или шлицевым экстрактором болтов, но, скорее всего, вам придется по умолчанию использовать ремонт спиралью. Рекомендуется сначала снять головку, чтобы стружка не попала в цилиндр.
Спиральные катушки обычно продаются как комплект вставок одного размера резьбы и разной длины, так и установочный инструмент. Они также доступны с буровым наконечником для этого размера, а также наборами, которые имеют правильный кран. Существуют также мастер-комплекты.
Нагрев
Метод позволяет удалить сломанные болты с помощью тепла. Если способы, описанные выше, не действуют, понадобится немного больше усилий, чтобы разорвать хватку ржавчины и достать болт. Вот где тепло может помочь.
Нужно нагреть область вокруг сломанной металлической детали с помощью газовой горелки на пропане, бутане, ацетилене. Далее придется приложить механическое усилие, чтобы получить нужный крутящий момент к экстракционному инструменту. Не стоит добиваться размягчения материала. Достаточно, чтобы деталь расширилась. Это поможет сломать ржавчину и вытащить болт, гайку и т. д.
Вариант для маленьких болтов и винтов
Большинство методов, описанных выше, отлично подходят для болтов и гаек диаметром 2/3 сантиметра и больше. Меньшие метизы, к которым можно получить доступ сверху вниз, обладают прорезью, вырезанной в них с помощью дремеля и небольшого режущего круга. Поэтому можно использовать отвертку для удаления поврежденной части.
У вас должен быть четкий доступ к концу сломанного винта, болта, гайки и достаточный отступ. Это позволит захватить деталь и не ослабить до такой степени, чтобы при попытке удалить болт не обломился внутри части, в которой он застряла.
В магазине «Первый Крепеж» вы можете приобрести болты оптом, а также саморезы, гайки и другие крепежные детали. У нас вы найдете товары различных типов, размеров, материалов и т. д. Звоните по бесплатному телефону 8-800-201-81-96, чтобы получить консультацию специалиста. Менеджер поможет определить оптимальный продукт, сориентирует по цене и оформит предварительный заказ при необходимости.
Комментариев пока нет